В юкагирском обществе всегда с почтением относились к женщинам, матерям. Первый юкагирский ученый Н.И. Спиридонов – Тэки Одулок в 30-х гг. 20 в. сообщал, что семья у юкагиров концентрировалась вокруг первой женщины-матери. «Мать – это всё, – писал он. – Она – центр или фундамент семьи, и племя происходит от неё».
По словам ученого, женщины принимали участие в собраниях рода, матери наряду с лучшими охотниками входили в совет племени. Тэки Одулок приводил один такой случай, имевший место в 1927 г. К девушке сватался парень, который, согласно обычаю, полтора года выполнял различную работу для родителей невесты. Также он дал им 150 белок, сделал 2 карбаса и маленькую лодку. Отец девушки дал согласие выдать за него свою дочь, но семейный совет в лице матери, сестры, самой девушки, двух братьев и нескольких родственников отменил его решение перед лицами, стоящими во главе племени. Комментируя этот случай, Тэки Одулок писал: «Единоличное распоряжение отца без совета семейства или рода или даже без согласия самой девушки исключается».
У лесных юкагиров до XX в. сохранялись пережитки матриархата, которые находили проявление в матрилокальном браке (когда муж переходил в род жены), уравнивании охотничьей добычи, главенствующей роли женщины при её распределении.
В традиционной культуре лесных юкагиров ярко выражен культ Матерей Природы: Лэбиэ́д эмэ́й – Земля-мать, Оожиид эмэ́й – Вода-мать, Кужууд эмэ́й – Небо-мать, Йэльоо́дьэд эмэ́й – Солнце-мать, Лочи́д эпиэ – Огонь-бабушка, Лоси́л-эмэ́й – Огонь-мать. Юкагиры верили в хозяек охотничьих территорий, природных объектов – скал, камней.
В устном народном творчестве юкагиров подчеркивается роль женщины - любящей и ласковой матери, хранительницы домашнего очага. В одном рассказе старая женщина, напутствуя молодоженов, поет: «Для многих родичей матерью-отцом будьте. Для многих людей дверь держите открытой!».
В фольклоре говорится о необходимости почитать мать, осуждается неуважительное отношение к ней. Так, одна сказка, сюжет которой имеет аналогии в фольклоре других народов Севера, повествует о непослушных, ленивых детях и их больной матери. Мать, отчаявшись, с помощью похожего на птицу существа превращается в кукушку и улетает.
В преданиях и рассказах предстают женщины, стойко переносящие тяготы суровой жизни на Севере. Они ходят на охоту, ловят рыбу, кормят свои семьи, заботятся о близких.
По словам ученого, женщины принимали участие в собраниях рода, матери наряду с лучшими охотниками входили в совет племени. Тэки Одулок приводил один такой случай, имевший место в 1927 г. К девушке сватался парень, который, согласно обычаю, полтора года выполнял различную работу для родителей невесты. Также он дал им 150 белок, сделал 2 карбаса и маленькую лодку. Отец девушки дал согласие выдать за него свою дочь, но семейный совет в лице матери, сестры, самой девушки, двух братьев и нескольких родственников отменил его решение перед лицами, стоящими во главе племени. Комментируя этот случай, Тэки Одулок писал: «Единоличное распоряжение отца без совета семейства или рода или даже без согласия самой девушки исключается».
У лесных юкагиров до XX в. сохранялись пережитки матриархата, которые находили проявление в матрилокальном браке (когда муж переходил в род жены), уравнивании охотничьей добычи, главенствующей роли женщины при её распределении.
В традиционной культуре лесных юкагиров ярко выражен культ Матерей Природы: Лэбиэ́д эмэ́й – Земля-мать, Оожиид эмэ́й – Вода-мать, Кужууд эмэ́й – Небо-мать, Йэльоо́дьэд эмэ́й – Солнце-мать, Лочи́д эпиэ – Огонь-бабушка, Лоси́л-эмэ́й – Огонь-мать. Юкагиры верили в хозяек охотничьих территорий, природных объектов – скал, камней.
В устном народном творчестве юкагиров подчеркивается роль женщины - любящей и ласковой матери, хранительницы домашнего очага. В одном рассказе старая женщина, напутствуя молодоженов, поет: «Для многих родичей матерью-отцом будьте. Для многих людей дверь держите открытой!».
В фольклоре говорится о необходимости почитать мать, осуждается неуважительное отношение к ней. Так, одна сказка, сюжет которой имеет аналогии в фольклоре других народов Севера, повествует о непослушных, ленивых детях и их больной матери. Мать, отчаявшись, с помощью похожего на птицу существа превращается в кукушку и улетает.
В преданиях и рассказах предстают женщины, стойко переносящие тяготы суровой жизни на Севере. Они ходят на охоту, ловят рыбу, кормят свои семьи, заботятся о близких.
Источник: Портал КНС «Илкэн»