Новости

Как растёт кочевник. Чем воспитание в тундре отличается от городского

Фото: Равиль Сафарбеков
У ненцев существует поверье, что ребёнок — дар Великого Верхнего духа — Бога. Он приходит на грешную землю не по воле человека. Всякая ненецкая женщина поведает вам, что дитя рождается тогда, когда ему нужно родиться.
С раннего возраста детей подкармливают ухой или оленьим бульоном, отварной рыбой, дичью — мясом зайца, гуся, куропатки, а летом — ягодами с сахаром.
Выпрашивать у родителей разрешения завести собаку малышам не приходится: у них с рождения есть четвероногие друзья — щенки, оленята. В первые годы жизни у мальчиков и девочек одинаковая одежда — малица и кисы — теӈгей. Это самая тёплая и практичная защита от холода. В 5–6 лет мальчик имеет главный мужской атрибут — пояс, украшенный по длине металлическими пуговицами, цепочками и ножнами для ножа.
Девочке к 4–5 годам мама или бабушка шьют настоящую ягушку и кисы с женским декором.

Имя — по погоде

Детям дают имена только представителей своего рода. Семьи не имеют права называть малыша именем, принадлежащим другому роду, без их разрешения.
У ребёнка может быть несколько имён: родовое старинное служит ему тайным оберегом, публичное имя — прозвище и официальное русское имя. Часто младенца называют в честь предка, который своими добрыми делами и выдающимися поступками заслужил уважение потомков и жителей тундры.
Иногда на выбор имени влияют погода или события, происходившие в момент рождения малыша. Так, во время весеннего разлива, на рыбоугодье родилась девочка, которую и назвали Савуне — наводнение, а появившейся на свет в грозовой день дали имя Хэӈоне — гроза.

Как взрослый

Семейное воспитание у тундровиков исключает чтение морали. Родители дают детям возможность самим познавать мир, законы природы, правила окружающей среды. Малыш ощущает себя как взрослый и также ведёт себя. Мальчик ходит на улице с маленьким тынзяном. Летом пытается ловить оленят, зимой учится владению аркана на воткнутых в снег выпавших оленьих рогах.
Современные городские мамы наверняка обомлеют, узнав, что у маленького тундровика в возрасте 4–6 лет появляется собственное настоящее оружие — нож, топорик, которые малыш пробует в деле: пытается мастерить, строгать, делать какие-либо заготовки.
Девочки в этом же возрасте учатся у матери или бабушки азам рукоделия, начиная с выделки меха и обращения с острыми предметами: иголкой, ножницами и швейным ножом. К этому времени у малышки уже есть своя сумочка для рукоделия — тучако. Поначалу в ней всякая мелочь — кусочки сукна, обрезки мягких лоскутков оленьего меха, бусины, цветные мелкие пуговки, бисер. Со временем в тучако появляются и более хорошие меховые кусочки — песцовые лапки, разного окраса шкурки с лобиков оленят. Из всего этого девочка пытается шить одежду своим куклам — ӈухуко. Старшие женщины в семье ей помогают.
Таким образом, физический труд маленького тундровика — его прямая обязанность и помощь родителям.

Мудрость тундры

В семьях кочевников издавна существует культ родителей. Послушание внедряется в сознание ребёнка с самого рождения. Просьба, поручение передают иногда только жестом и выполняют беспрекословно, добросовестно и качественно. Авторитет родителей высок, а бабушки и дедушки считаются главными учителями и хранителями семейных традиций. Старики — это мудрость тундры.
Не стоит думать, что дети растут без гаджетов, конструкторов и гламурных куколок. Но остались и традиционные игрушки — струганый олень, куклы-обереги. Все они имеют сакральное значение. Так, к примеру, волчок сюрна — не просто детская забава. Она обладает мощной энергетической силой и часто встречается в культе шаманов.
Знание прошлого своей семьи, своего рода, уважение к усопшим предкам — одно из важнейших условий правильного воспитания детей-тундровиков. Оно носит мягкий, гуманный характер. Как бы многочисленны ни были семьи ненцев, старшие стараются создавать атмосферу добра, взаимоуважения, ответственности перед другими членами семьи. Родители всегда помнят, что отношение к детям — это отношение к ним самим в старости.

Ошибочно думать, что в многодетной семье сложнее уследить за всеми. Старшие всегда заботятся о младших. И именно в таких семьях, состоящих из представителей разных поколений, легче справляются с воспитательными задачами.

Известно, что у ненцев не было письменности, поэтому воспитание детей основывалось на устной передаче из поколения в поколение многовекового опыта жизни северных народностей. Все обряды, ритуалы, правила этикета, религиозные поверья передавались подрастающему поколению устно. И тем ценнее в наши дни сохранить это наследие.
Известно, что у ненцев не было письменности, поэтому воспитание детей основывалось на устной передаче из поколения в поколение многовекового опыта жизни северных народностей. Все обряды, ритуалы, правила этикета, религиозные поверья передавались подрастающему поколению устно. И тем ценнее в наши дни сохранить это наследие.

А пошалить?

Конечно, маленькие кочевники тоже любят баловаться. Если словесно урезонить непоседу не получается, применяют один из старых методов успокоения. Тайком от шалуна на улице бабушка или дедушка измазывают себе лицо сажей, переворачивают малицу мехом наружу и надевали её на себя, превращаясь таким образом в «чудище». Оно приседает за нартами или кучей хвороста и поджидает озорника. Когда тот, расшалившись, в очередной раз с криками выбегает из чума и начинает баловаться, то из-за укрытия внезапно появляется мохнатое существо. Ребёнок тут же бежит обратно в чум, где ищет убежище или прячется под ягушку возле мамы. И на какое-то время наступает тишина.
Конечно, современных детей напугать чем-то очень сложно, но такой метод у тундровиков ещё практикуется.
Текст: Надежда Салиндер, Алла Маковеева
Журнал «Ямальский меридиан», №6 (326)
Мероприятия/новости
Made on
Tilda