Новости

Интервью Валентины Совкиной: Традиционное питание

«В нашем регионе есть четыре традиционных занятия, которые дают нам пищу: охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов, ягод, а также трав. Традиционно сельское хозяйство не было нашей особенностью. Но под влиянием русского населения мы начали сажать картошку, морковь, также сажаем ежевику, малину и даже клубнику». — говорит Валентина Совкина, представитель Коалиции Продовольственных систем коренных народов и глава российского отдела «Саамский женский форум» в интервью Паулине Езиорек из Агро-Перма-Лаборатории.
Паулина Езиорек: Валентина, вы представляете саами, коренное население России, которые составляют самое малочисленное национальное меньшинство в России, которые сосредоточились вокруг поселка Ловозеро.

Валентина Совкина: Да, по последней переписи, чуть больше 1,5 тысяч. Но саами живут в соседних северных странах, таких как Финляндия, Норвегия, Швеция. Я думаю, что нас много по всему миру. Саами можно найти в таких странах, как Польша или Америка, они есть на Аляске и в южных странах, даже в Азии и Индии.

Саами России живут в сложных политических, экономических и социальных условиях.
Вы пытаетесь поддержать и помочь сообществу. Почему вы решили работать в контексте продовольственного суверенитета саами?

Причина, по которой я представляю коренной народ саами и почему я пытаюсь защитить
их права, культуру и пищевые традиции обусловлены тем, что я сама саами. Я выросла в этом контексте, я знаю саами язык и знакома с традициями. В нашей семье всегда ели традиционные местные продукты. Я часто ходила на рыбалку на близлежащее озеро или в дикую природу на сбор ягод. Саами культура и традиции, включая еду, всегда были очень близки мне.

А как насчет других аспектов продовольствия, таких как изменение климата, еда?
суверенитет и сохранение культурных традиций?

Ответ подразумевает все три измерения, которые вы упомянули: изменение климата, сохранение традиционной культуры, быта и питания. Что касается меня, я бы хотела, чтобы саами оставались в районе, где они жили на протяжении нескольких поколений. Я бы хотела, чтобы они восстанавливали традиционный образ питания и ели больше оленины и рыбы, что более полезно, чем распространённые курица и свинина. В последние годы появилось много продуктов, что заменены продуктами со всего мира. Когда я была в школе-интернате и нас пытались накормить едой, которую они называли цивилизованными продуктами в виде курицы и свинины, что очень распространено, но не свойственно нам, саами. Для нас полезно мясо северного оленя. Я также много думала о традиционных продуктах во время Covid-19, и я думаю, что люди, которые ели традиционные продукты, имели более легкие формы Covid-19. Они не так сильно страдали. Это моя мысль. Я испытала это на себе. Ещё много думаю об изменении климата. Мы видим проблему, глядя на наших оленей. Они едят кусты и травы. В последнее время они не могут найти еду, которую ели раньше, из-за изменений климата, поэтому они медленно идут на север. А на севере еды не так уж и много для них. Так что через некоторое время им будет некуда идти. Территории становятся все меньше и меньше остающихся для оленей каждый год. Кроме того, очень важно сохранить наши пищевые традиции и культуру. Я думаю, что если вы едите еду из своего района, вы не только поддерживаете свою традицию, но и в то же время это здоровый образ жизни.
Можете ли вы рассказать подробнее о традиционной кухне саами? Как вы собираете и производите продукты питания в вашем регионе?

В нашем регионе есть четыре традиционных занятия, которые обеспечивают нас едой: охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов, например ягод, а также травы. Традиционно сельское хозяйство не было нашей особенностью, но с приходом русского населения, мы начали сажать картофель, морковь, а также черную смородину, малину и даже клубнику. В настоящее время у людей есть теплицы, где они сажают огурцы, капусту и многие другие овощи, которые им нужны на даче в начале весны, когда им не хватает витаминов. У меня самой есть небольшая теплица. На самом деле, большинство продуктов, которые я ем, — это традиционные продукты: мясо северного оленя, рыба, дичь и ягоды. Я ем зеленый лук, немного моркови и картофеля. Обычно я не использую специи. Мясо северного оленя очень вкусное и не требует специй.
Вы упомянули, что в прошлом вам не рекомендовалось есть традиционную еду, что такую еду называли «нецивилизованной». Какими видами деятельности вы занимаетесь продвигая эту еду и предоставляете людям доступ к такой пище?

Для меня это своего рода генетическая память. Я помню традиционные рецепты или блюда, которые бабушки и дедушки готовили. Традиционные продукты по-прежнему доступны людям. Если ты не занимаешься охотой, можно легко добыть оленину и также легко получить рыбу. Ты можешь либо купить её, либо пойти на рыбалку, ведь озёр у нас много. Также ягоды доступны, вы можете либо купить их, либо пойти и собрать самостоятельно. Многие люди, которых я знаю и в том числе сама, мы варим ягодные джемы или замораживаем собранные ягоды. Мясо сушим или коптим. Когда путешествую, всегда беру с собой сушеное мясо. Я не ем яблоки, бананы и ананасы так как осознаю, что могу доставить в свой организм гораздо больше микроэлементов, питаясь местными ягодами. Также начала собирать лечебные травы на своем участке, эти травы сушу как и чернику или клюкву. Сейчас участвую в проекте СУГРЕВ «Сокровища Крайнего Севера». Это уникальный чайно-этнографический проект, включает в себя набор разных видов чая под названием «Сокровища Севера». Он посвящен и создан коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Коренные народы России вносят неоценимый вклад в этническое и культурное многообразие. Различные виды чая, которые вы найдете в этом наборе, сделаны из растений, трав или даже грибов, которые можно найти на землях своих предков. Я рассказала о своем традиционном саамском чае, который включает листья брусники, корень дягиля и чагу. Я называю это женским чаем потому что все травы сохраняют женщин молодыми и сильными.
Я знаю, что вы входили в состав сельскохозяйственных кооперативов вашего региона. Не могли бы вы сказать, что это были за кооперативы?

Кооперативные хозяйства не были созданы саами. В годы советской власти были организованы колхозы. Это был трудный период для тех, кто держал частных оленей. Многие оленеводы были раскулачены, у них отобрали оленей, а семьи отправили в ссылку, например, в Сибирь. Это длинная печальная история, произошедшая 90 лет назад. После распада Советского Союза, чтобы не потерять стада оленей и весь стаж работы, были созданы сельскохозяйственные кооперативы, СХПК. В Мурманской области два ШПК — «Тундра» и «Оленевод» — единственные в нашем регионе, которые производят продукцию оленеводства. Они разводят оленей, производят мясо и различные продукты, которые продаются напрямую. У ШПК «Тундра» есть сертификат ЕС, который они получили еще до Covid, но они не могут продавать диетические продукты. Сейчас они продают свою продукцию в области и отправляют их в разные регионы России.
Женщины играют сильную роль в саами культуре, там присутствует матриархальный элемент. Вы возглавляете Саамский женский форум, поддерживающий саами женщин. Не могли бы вы рассказать подробнее об этой организации? Какова его главная цель?

Да, традиционно роль женщины была важна в саами культуре. Когда мужчины отправлялись на охоту, с ними могло случиться все, что угодно, они могли умереть. Женщины несли ответственность за свои семьи. Они должны были быть сильными. Они обсуждали всё и окончательное решение принимали женщины. Моя бабушка была настоящий менеджер, мой дедушка был мягким и добрым. В саами культуре роль берущего окончательные решения принадлежит пожилой женщине, как бабушке. Когда она умрет, тогда роль переходит к матери или сестрам и так далее. Саамский женский форум — это международная организация, объединяющая саами женщин из Швеции, Норвегии, Финляндии и России. Обычно мы организуем живые встречи. К сожалению, из-за пандемии Covid-19 и междунационального конфликта мы встречаемся только виртуально. В России мы создали отдел Саамского женского форума, активисткой которого я являюсь. Мы стараемся больше работать с местными женщинами.
Что вы делаете для укрепления саами женщин в вашем регионе?

Изначально целью было усиление своего политического присутствия, но мы понимали, что женщины сталкиваются со многими другими проблемами. Мы начали помогать женщинам во многих аспектах, таких как психология или бизнес. Каждые два года мы разрабатываем и обсуждаем стратегию. Недавно самая важная тема – алкогольная зависимость среди женщин. Для саами, мужчин и женщин, это важная проблема. Многие женщины, употребляющие алкоголь, делают это тихо, в своих домах, общество может этого не замечать, но всё равно продолжают разрушать сами себя. Мы не только говорим об этом на различных форумах, но и проводим обучение об устойчивом развитии и здоровом образе жизни. Другая тема – поддержка женского предпринимательства, обучение их тому, как создавать малые предприятия и обеспечивать их обучение. У нас есть небольшой бизнес, мы производим местную продукцию. Имя нашей компании «Возьми с собой». Мы производим и доставляем продукцию, которую можно взять с собой, когда вы путешествуете, например. Это удобно, если вам нравится вяленое мясо, копченая рыба и продукты из лесных ягод, всё это производят женщины. Мы делаем это небольшими партиями и пока только для друзей.
Считаете ли вы, что агроэкологическое движение или UNDRОP (Организация Объединенных Наций) Декларация о правах крестьян и других людей, работающих в сельской местности) могут быть поняты или реализованы среди саами и полезны для них как-то?

Да точно. Например, UNDROP связан с местными территориями. Есть статья 23.2. где рассказывается о травах и лекарственных растениях. Травы принадлежат местному населению и местное население имеет право собирать и использовать его. Статья 26 декларации UNDROP содержит пункт о традиционных знаниях. Традиционные знания генерируются местным населением и принадлежит местному населению. Эти вещи следует учитывать и использовать, также я часто использую термины агроэкологии. Благодаря агроэкологии я поняла важность местных продуктов. Это не только здоровый, но и очень экономичный образ жизни. Вы экономите деньги и вы экономите ресурсы. Я стараюсь распространять знания среди наших женщин. Мы проводим семинары и вебинары, встречи с использованием только традиционных блюд. Также я являюсь представителем коренных народов России в Коалиции по делам коренных народов и продовольственных систем, созданных ФАО. Недавно мы собрались в Женеве и много говорили о нашей традиционной еде. Одно занятие было посвящено традиционной литературе, описанию традиционных продуктов и способов питания. Я привезла с собой интересные книги, написала одна женщина из членов моей семьи, моя тётя Заборщикова Светлана Егоровна. Книга о традиционных лекарственных травах саами, написанная на саами языке. Книга называется «Растения в жизни саами Кольского полуострова». Я постоянно упоминаю об этом в статьях, других книгах, и снимаю видео, чтобы это осталось.
Что вас больше всего беспокоит в нескольких словах? О чем ты больше всего беспокоишься в условиях вашего региона?

Сохранение земли. Многие промышленные компании и производители пытаются захватить нашу землю.
Мероприятия/новости
Made on
Tilda