Мария Калмыкова

#деятели искусства
СААМИ
Изделия из оленьей кожи, вышивка бисером
с. Ловозеро, Мурманская область

Моё детство прошло на Умбозере. Родители всегда держали оленей, которые нас поили, кормили и одевали. В 1956 году наша семья переехала в Ловозеро, где я и живу до сих пор.
По образованию я — повар-кондитер, долгое время работала в местной столовой. Занятие рукоделием никогда не было основным для меня, чаще всего, это был дополнительный заработок.

Я общалась с местными мастерами, смотрела как моя старшая сестра шьёт обувь из оленьего меха, как создаются вещи из кожи оленя. Только спустя годы я поняла, что работа, которая может приносить нам доход, всегда была рядом.

Однажды в Ловозере под руководством шведских специалистов проходили курсы по рукоделию, и я посетила курсы по работе с оленьей кожей и вышивке бисером; и после этого я осталась зависимой от рукоделия на всю жизнь.

Мне нравится в рукоделии всё: производство, предварительная подготовка, которая включает заготовку коры для дубления кожи, и много всего другого. После дубления у кожи появляется свой запах — нежный аромат деревьев, запах оленя, характерный скрип.

Я училась тонкостям выделки и каждый раз не переставала удивляться всем секретам и тайнам, которые хранила в себе природа. Смешение разных видов коры деревьев давали непохожие друг на друга результаты: берёза — желтоватый оттенок, ива — зеленоватый, а ольха — красный.
Когда я вышла на пенсию, шитьё саамских сумок
стало основным моим занятием. У меня появился свой распорядок дня, график работы, и это меня полностью устраивает. Я шью этнические вещи из культуры саами, использую только традиционные материалы и техники.

Шкура оленя идёт на создание одежды и обуви; рога, кости, копыта — на украшения и обереги, которые создают шумовой фон. Каждый узор на изделии саами несёт определённую смысловую нагрузку.
При шитье я подбираю цветовую гамму, ищу характерные узоры, изучаю их применение. Сначала делаю наброски, смотрю, как будет выглядеть вышивка бисером на красном фоне или оловянной нитью. Всегда детально продумываю узор перед тем, как его оживить.

В саамской вышивке есть особенность — когда вышиваешь, закладываешь целый рассказ. Например, четыре бусины в центре квадрата — это домашний очаг, треугольники с кружочками по краям — летящие птицы. Когда создаёшь изделие, ты больше всего думаешь и о его красоте, и о том, чтобы оно было функциональным.

Всегда приятно, когда твоё изделие стало нужным и востребованным, а не пылится на полке. Семья всегда была моей главной поддержкой. Ситуации были разные, но я знаю, что сын всегда придёт мне на помощь, и дочь не оставит без внимания. Я очень им благодарна за это, мне есть для кого творить.

Когда есть тыл, то и дело спорится. Сейчас у нас большая цель — восстановить дом, который достался мне от родителей. Я хочу сделать в нём мастерскую по пошиву изделий из оленей кожи.

Мне хочется, чтобы такая мастерская стала местом, где можно будет приобрести не только готовые изделия, но и натуральные материалы, кожу, оленьи жилы, бисер; чтобы в мастерской была возможность про- водить обучающие курсы для начинающих, приглашать мастеров для обмена опытом.

Сейчас я работаю по индивидуальным заказам, ищу возможности сотрудничества с магазинами,
хочу, чтобы, как можно больше людей узнали о саамском рукоделии, чтобы была возможность предоставить всю красоту наших изделий, ну и, конечно, чтобы наши дети и внуки помнили свои корни и гордились ими.
Мой личный успех — это трудолюбие, я люблю
работать, участвую в различных выставках, ярмарках в России и за рубежом, являюсь дипломантом Международной выставки саамского рукоделия в Варангенботтене (Норвегия). Для меня очень важно признание моего мастерства.
Совершенства нельзя достичь во всех областях, я работаю в одном направлении и оттачиваю его постоянно. Я считаю, что людям всегда нужно на- ходить своё увлечение, не позволять себе лениться, жизнь проходит так быстро, а следа на земле после бесцельно прожитой жизни не останется.
Made on
Tilda